Рабочее место тракториста в кабине трактора
Расположение кабины позади двигателя затрудняет защиту тракториста от мощных источников тепла, шума, вибрации и осложняет обзорность, усложняя условия механизатора при работе на тракторе.
Кабина является постоянным рабочим местом тракториста, из нее он на протяжении всей смены управляет трактором и наблюдает за прицепными агрегатами, а в вынужденных случаях в ней приходится отдыхать и спать.
Поэтому, кабина должна постоянно содержаться в чистоте и порядке, не загазовываться, не запыляться и не иметь сквозняков. Необходимо систематически убирать с пола и стен пыль, грязь и замасленность. В кабине нельзя перевозить (хранить) банки с горюче-смазочными материалами, грязную одежду, загрязненную ветошь, хранить в беспорядке инструмент, запасные детали и т. п. Непорядок в кабине, пыль, загазованность и испарения горючего способствуют утомлению тракториста, затрудняют управление трактором и это может послужить причиной создания аварийной ситуации.
Дермантиновая обшивка сиденья и спинки — воздухонепроницаемая, она очень медленно нагревается, но быстро охлаждается. Это в теплое время способствует потливости, а в холодное — переохлаждению спины, бедр и ягодиц, постоянное переохлаждение приводит к возникновению радикулита, воспалительных заболеваний прямой кишки и предстательной железы (у мужчин). Для предохранения от переохлаждения в холодное время и потения в жаркое, сидение и спинку надо обязательно утеплять и зачехлять или набрасывать покрывало.
Необходимо обращать внимание на уплотнение дверок кабины и боковых стенок, так как в щели и неплотности в холодное время и ветренную погоду в кабину просачиваются тонкие струи холодного наружного воздуха — сквозняки, которые вызывают простудные, особенно, открытых частей тела заболевания. Вот почему в кабине не должны допускаться неплотности, щели и раковины, а при возникновении своевременно заделываться. Особенно тщательно надо заделывать и уплотнять щели, люфты и отверстия со стороны моторного отсека для того, чтобы не допустить проникновения газов и паров топлива и масел в кабину.
Даже незначительное загрязнение, затемнение стекол кабины ухудшает видимость, приводит к утомлению и ухудшению зрения, при этом тракторист быстро устает и чаще допускает ошибки в работе. Поэтому стекла кабины необходимо постоянно содержать в чистоте, а при появлении трещин и помутнений их надо заменить новыми.
В верхней передней части кабины должен быть постоянно подвижной солнцезащитный щиток.
Для уменьшения нагрева кабины солнечными лучами, крышу рекомендуется красить в белый цвет.
На тракторах, не имеющих кабин, надо устанавливать навес для защиты тракториста от солнечных лучей и атмосферных осадков.
Для утепления кабины нельзя оббивать ее бумагой, картоном и другими легковозгорающими материалами.
Кабина трактора должна иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут быть двери, окна, люки. Последние должны располагаться на разных сторонах кабины, т. е. спереди, сзади, сбоков и сверху (крыши).
Если в кабине не обеспечивается полное открывание окон, являющимися аварийными выходами, то в ней должны находиться средства (монтировка, ломик, молоток и т. п.), которыми в аварийной ситуации можно разбить стекло.
Для защиты ног от вибрации и холода пол кабины нужно накрывать рыхленным ковриком из маслостойкого материала.
В кабине должен быть крючок для одежды.
Каждый трактор должен быть укомплектован медицинской аптечкой, огнетушителем, термосом или бачком для питьевой воды. В кабине желательно иметь защитные очки, рукавицы, а при работе в поле хозяйственное мыло и емкость с водой для мытья рук.