Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Защита окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта

Защита окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта

Охрана окружающей, среды — это система государственных меро­приятий, обеспечивающих сохранение природных ресурсов пригодных для жизнедеятельности нынешнего и будущих поколений. Окружающая среда — интегральная совокупность природных и социальных факторов, воздействующих на человека.

Охрана окружающей среды в городах, особенно, крупных и промыш­ленных, где сконцентрировано много промышленных предприятий и боль­шое количество транспортных средств является одной из самых важных, острых и сложных проблем. Основными загрязнителями атмосферы, почв и водоемов в районах городов являются предприятия металлургической, нефтеперерабатывающей, химической отраслей, коммунального хозяйства, транспорта и процессы сжигания различных отходов и др. Наиболее опасные из них предприятия цветной и черной металлургии, заводы и комбинаты химической промышленности, зоны загрязнения которых достигают радиуса 30—50 км. Загрязнения токсическими веществами окружающей среды резко ухудшает условия жизни городского населения, преждевременно разрушает жилые дома, металлические конструкции (крыши), влияет на климат в некоторых районах, разрушает озоновый слой Земли, приводит к гибели флоры и фауны.

Одним из основных источников загрязнения воздуха в городах явля­ется автотранспорт. Загрязнение окружающей среды отработанными газа­ми приводит к значительному увеличению различных заболеваний среди городского населения: гриппа, катара верхних дыхательных путей, бронхи­тов, пневмоний, туберкулеза легких. Даже сравнительно небольшие, но постоянно действующие концентрации окиси углерода вызывают заболева­ния нервной системы и способствуют развитию атеросклероза, инфаркта миокарда и заболевание органов дыхания.

Шум и вибрация — это особый вид загрязнения окружающей среды, так как они не являются химическими составляющими воздуха, тем не менее они отрицательно воздействуют на организм человека и относятся к классу загрязнителей атмосферы. Шумовой фон города состоит из многих факторов (источников): шума бытовых приборов (телевизоры, радио, пылесосы, магнитофоны и др.), автотранспорта, предприятии, аэропорта и др.

Однако, загрязнителями атмосферы, обычно считают два источника шума и-вибрации: подвижный и стационарный. Транспорт является подвижным источником. В свою очередь шум и вибрацию подразделяют на шум и вибрацию автомобильного, рельсового и воздушного транспорта, причем, автотранспорт дает в пределах 80% шума. Следует отметит, что при движении транспортных средств возникает два вида вибрации: от непосредственного воздействия колес на покрытия автодороги, железнодо­рожного пути с передачей колебаний через конструкцию пути и от дви­гателя и трансмиссии и транспортного средства с передачей колебаний через воздушную среду. Бывают не редки случаи, когда из-за вибрационного воздействия транспорта в стенах зданий появляются трещины, а у жителей ухудшается здоровье. Шум влияет не только на организм человека, но даже и на металлические конструкции. Уровень шума в 180 дБ (А) «утомляет» металл при 130—200 дБ (А) из металлических конструкций вылетают заклепки. Известен случай, когда в боксе для испытания реактив­ных двигателей оставили ведро: оно превратилось в кучу жестяного мусора. В специальной литературе описано как 10 добровольцев в США согласились испытать на себе действие шума сверхзвукового самолета, пролетевшего над ними не высоте 10—20 м. Все 10 человек погибли. Они получили по 200 дБ (А), хотя для некоторых живых существ смер­тельны уже 160 дБ (А).

Производственные и бытовые шумы вызывает сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и нервные заболевания, нарушения сна, потерю слуха. Под воздействием шума производительность труда снижается па 40%, иногда и до 60%.

Считается, что шум в 85 дБ (А) является средним критическим уровнем, однако, транспортный шум в 75 дБ (А) также приводит к неко­торым психическим изменениям. Особенно отрицательно шумовая на­грузка сказывается на детском организме. Она вызывает нарушение функ­ции центральной нервной системы (головного и спинного мозга).

Следует отметить, что кроме слышимых звуков автомобиль порождает еще и неслышимые с частотой менее 17 Гц — инфразвуки. Эти звуки представляют большую опасность для водителя: человека клонит ко сну, ухудшается острота зрения, теряется чувство равновесия, замедляется реак­ция. Все это увеличивает вероятность дорожно-транспортного происшествия.

По данным австрийских ученых чрезмерный шум приводит к сокра­щению продолжительности жизни в пределах 8—12 лет.

Защита окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта ведется по таким направлениям как:

- обучение водителей предприятий, персонала станций технического обслуживания автомобилей и водителей основам экологической безопасности;

- улучшение технического состояния подвижного состава, выпускае­мого на линию;

- организация теплых стоянок и электроподогрева автомобилей;

- замена карбюраторных автомобилей на дизельные, так как дизели выбрасывают почти в 10 раз меньше окиси углерода, в 2,5 раза меньше углеводородов и па 10—15% меньше окислов азота по сравнению с бензиновыми двигателями той же мощности.

Для ограничения выбросов автомобилями вредных веществ разра­ботаны стандарты, устанавливающие предельно допустимые выбросы (ПДВ): для- бензиновых двигателей окислов углерода, углеводородов и окиси азота, для дизелей — сажи.

Источниками загрязнения окружающей среды в сельской местности являются движущиеся загрязнители: автомобили, тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины с двигателями внутреннего сгорания, специализированные машины и транспортные средства для перевозки ядохимикатов (пестицидов), минеральных удобрений, а также машины и аппаратура для защиты растений и тара из-под ядохимикатов. Загрязняют атмосферу доильные установки, которые создают сильный шумовой фон в сельской местности.

Основными загрязнителями являются токсические вещества, образую­щиеся при сгорании топлива в цилиндрах двигателей при неполном сгорании и побочных реакциях, которые выбрасываются через выхлопные трубы. К ним относятся: окись углерода СО (бесцветный, без запаха, очень ядовитый газ), которая имеет время жизни в атмосфере от 2 до 4 месяцев, углеводороды СnНm, окиси азота NO и NO, серная и азотная кислоты, поступающие в атмосферу в виде тумана и паров из автотранспорта, при сжигании дизель­ного топлива выделяется акролеин (класс опасности — 2, ПДК = 2 мг/м3. Кроме того, при работе двигателей выделяются соединения свинца, сажи, канцерогенные вещества: бенз-а-пиреи, альдегиды всего более 200 ком­понентов. Все эти токсические вещества загрязняют окружающую среду.

Только один грузовой автомобиль средней грузоподъемности, отвечаю­щий всем параметрам требований заводов-изготовителей, с карбюратор­ным двигателем ежегодно выбрасывают окиси углерода — 3150 кг, угле­водород — 410 кг, окислов азота — 335 кг. Выброс вредных веществ легковых автомобилей составляет соответственно 510, 42, 36 кг. В реальных условиях эксплуатации эти характеристики автомобилей ухудшаются на 40—60% и даже более.

Кроме того, окружающую среду загрязняют испарения горючего из топливных систем в т. ч. и из дыхательных отверстий топливных и мас­ляных баков, горючего и масел из картеров двигателей и масляных систем, протекание топлива и масел из топливных и масляных систем двигателей, разлив топлива и масел на землю, а также шум, вибрация и различные электромагнитные излучения.

Наиболее вредным компонентом в отработанных газах является окись углерода. Количество выбрасываемых отработанных газов и концентрация в них токсических веществ зависит от условий эксплуатации автомобиля и трактора, и в частности, от режима работы двигателя.

Наиболее высоких значений концентрация продуктов неполного сгорания окиси углерода и углеводородов — достигает при работе двигателя на холостом ходу, особенно, при торможении двигателем, при резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой, на малых и больших нагрузках — это происходит из-за переобогащения рабочей смеси на этих режимах.

Для уменьшения загрязнения окружающей среды необходимо эксплуатационную и техническую характеристику двигателя поддерживать на должном уровне, применять правильные приемы управления машиной, не газовать, не торопиться, особенно при трогании с места, прогревать двигатели, особенно дизельные и не допускать работу автомобиля и трактора вхолостую.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было протеканий топлива и масел в двигателе, а сам двигатель был незагрязнен. В ряде хозяйств было, когда зимой, двигатели дизельных автомобилей, тракторов и автобусов на ночь не выключали совсем или периодически заводили для подогрева, из-за чего повышался уровень шума и выбрасывалось большое количество вредных веществ в атмосферу, которые затем оседали на почву.

Атмосферу загрязняют испарения топлива и масел, образующиеся при неправильном хранении и заправке, недостаточной эффективности очистных установок на местах мойки и технического обслуживания.

Нельзя проводить ремонт, техническое обслуживание и наладку авто­мобилей и тракторов вблизи жилых массивов и ближе 50 м от берегов рек, озер, прудов. Реки и водоемы сильно страдают от загрязнений и замулеваний. Поэтому в охранных зонах рек, ближе 50 м от берегов нельзя проводить вспашку почвы, применять ядохимикаты, сбрасывать и хранить мусор, организовывать стоянки тракторов и автомобилей.

Автомобили, тракторы и другие машины мыть в реках, прудах и озерах запрещается.

Сжигание синтетических материалов и листьев деревьев загрязняет атмосферный воздух, так при горении капрона образуется цианистый водород (синильная кислота), линолеума — сероводород и сернистый газ, при горении листьев выделяется окись углерода, сажа и токсические вещества, впитавшиеся и накопившиеся в них, в виде пыли. Нельзя сжигать автомобильные шины, резиновые и пластмассовые изделия, так как при их сжигании также выделяются токсические вещества и сажа. Сажа выделяется при работе дизельных двигателей, она обладает большей токсичностью, чем обычная пыль. Сажа представляет серьезную угрозу для здоровья, человека, так как попадая в организм человека главным образом через органы дыхания осаждается в легких. Ее действие на организм человека усугубляется способностью адсорбировать содержа­щийся в выхлопных газах канцероген.

Интенсивно загрязняются пахотные земли при внесении минеральных удобрений и применении пестицидов. При избыточном применении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами, а при внесении фосфорных удобрений — фтором, редкоземельными элементами, стронцием. Избыточное количество удобрений приводит не только к загрязнению токсическими веществами почв, но и рек, озер и других водоемов, особенно во время паводков.

Большинство почв Украины характерны высоким коэффициентом ветрового подъема, а это создает условия способствующие распространению вместе с пылью токсических химических веществ на большие расстояния, загрязняя значительные территории, водоемы и населенные пункты.

Загрязнение почвы происходит также токсическими компонентами выпадающими из отработанных газов двигателей внутреннего сгорания, продуктами износа дорог и автомобильных шин.

Основная масса вредных компонентов отработанных газов распро­страняется до 40 м от автомагистралей. Так только одна шина грузового автомобиля теряет за 75 000 км пробега 9,5 кг резиновой массы (пыли). Анализ почв вблизи автомобильных дорог выявил наличия в них тяжелых металлов свинца, кадмия, цинка, никеля и др., а также канцерогенов, в том числе и бензапирена.

Из-за слабой пропаганды о необходимости охраны окружающей среды и развитости сети сельских дорог значительный ущерб полям, лугам и лесам наносят автомобили и тракторы, двигающиеся вне дорог. Так как, подымаемая движущими машинами пыль, вредные вещества отработанных газов и сажа оседают на листьях растений, закупоривают их устьицы и затрудняют проникновение солнечных лучей к хлорофилу клеток.

Вредные компоненты отработанных газов, выбрасываемые в атмосфер­ный воздух, поступают в организм человека через органы дыхания и косвенно через почву и растения. Они оседают в почве и на растениях в том числе и на тех, которые употребляются в пищу, а из пищи заносятся в организм.

Нефтепродукты нельзя сбрасывать как в водоемы, так и в почву. За­грязненная нефтепродуктами почва теряет плодородие на многие годы. Отработанные технические жидкости (антифриз, тормозные, амортизационные и гидравлические жидкости) по своему составу являются высокотоксичными, поэтому сбрасывание их на почву или в водоемы — исключено, недопустимо.

Отработанные масла надо сливать в специальную закрытую емкость, не допуская разлива. В случае разлива горюче-смазочных материалов места разлива необходимо, засыпать песком слоем не менее 5 см с после­дующей очисткой места посыпки.

Загрязненные этилированным бензином обтирочные материалы необ­ходимо сжигать за бровкой дороги в стороне от автомобиля, трактора, приняв меры пожарной безопасности.

Боковые капоты двигателей для уменьшения шума и вибрации от них должны иметь амортизирующие прокладки.

Нельзя допускать выезда на линию машин с неисправными глушите­лями, а при выполнении транспортных работ с ненакрытыми пылящими или незакрепленными опасными грузами.

Обезвреживать после ядохимикатов транспортные средства, машины, аппаратуру и средства индивидуальной защиты, а также мыть машины после работы с ядохимикатами и минеральными удобрениями на берегах прудов, озер и рек запрещается. Очистку, мойку и обезвреживание необхо­димо производить в специально отведенном месте. Подстилочные мате­риалы из-под ядохимикатов, деревянная и бумажная тара должны сжи­гаться, а зола закапываться.

Загрязнение окружающей среды вредными веществами снижает качество употребляемых продуктов питания, питьевой воды, воздуха и способствует попаданию в организм человека вредных веществ, а это приводит к росту числа отравлений и заболеваний среди населения.