Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Источники загазованности рабочих зон и меры безопасности

Источники загазованности рабочих зон и меры безопасности

В двигателях внутреннего сгорания источником токсичности являются не только выхлопные газы, выделяющиеся при сжигании топлива, но и картерные газы, а также испарения горюче-смазочных материалов из топливной системы, и системы смазки и другие.

Основные вредные (токсические) вещества, содержащиеся в выхлоп­ных газах: окись углерода СО (угарный газ), окиси азота (NO), углеводо­роды (СnНm), альдегиды, бенз-а-пирен.

Токсичность выхлопных газов определяется окисью углерода СО — бесцветный газ, без запаха, чрезвычайно ядовитый, горит синеватым пламенем, отравляющее действие окиси углерода проявляется значительно раньше, чем у других вредных компонентов.

Окись углерода, попадая в организм человека, превращает часть гемоглобина крови в карбоксигемоглобин, что приводит к кислородному голоданию и нарушению дыхания (сокращению переноса кислорода в ткани и органы).

Острое отравление наблюдается при вдыхании воздуха с концентра­цией окиси углерода более 2500 мг/м3 или пребывание в среде с кон­центрацией СО— 1800л мг/м3 в течении 1 часа. Последствием отравления может быть заболевание нервной системы, расстройство памяти, неврозы, параличи. Большие концентрации СО в воздухе крайне опасны для жизни. Хроническое отравление вызывается действием малых концентраций при частом и длительном вдыхании окиси углерода. Признаками хронического отравления могут быть головные боли, головокружение, бессонница, вялость, мелькание, расстройство памяти, сонливость. Содержание окиси углерода зависит от сорта топлива и сезона года и увеличивается по мере обогащения рабочей смеси и достигает иногда 11,0%. Государственным стандартом (ГОСТ 12.1.005-76) установлена предельно допустимая концентрация (ПДК) окиси углерода в воздухе кабин машин — 20 мг/м3.

Меры борьбы с отравлением окисью углерода: обеспечение работы карбюраторных двигателей на обедненной смеси: оборудование карбю­раторных двигателей каталитическими нейтрализаторами, регуляторами разряжения, обеспечение надлежащего контроля за техническим состоя­нием двигателей с точки зрения минимального содержания вредных веществ в выхлопных газах.

При работе дизельных двигателей, работающих на тяжелых видах топлива (дизельном топливе) отработанные газы содержат акролеин (акролеиновый ангидрид— СН2СНСНО) — высоко токсичный компонент. Акролеин — бесцветная жидкость с острым раздражающим запахом. Пре­дельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны — 0,2 мг/м3 класс опасности — 2. Акролеин вызывает сильное раздражение верхних дыхательных путей, резкое воспаление слизистых оболочек глаз, кроме того может быть тошнота, головокружение, прилив крови к голове.

Выхлопные газы дизельных двигателей содержат сажу, частицы которой несут на своих поверхностях частицы токсических веществ в т. ч. и канцерогенных (бенз-а-пирена).

В выхлопных газах содержатся также окиси азота NOx. В наибольшем количестве встречаются окиси NO и двуокиси NO2, азота. В организм они проникают через верхние дыхательные пути. Симптомы отравления прояв­ляются только через 6 часов в виде кашля, отдышки, удушья, возможен отек легких. Возможны также и хронические отравления, проявляющиеся болью в груди, кашлем, болями в области сердца, а также головными болями.

Следует отметить, что кроме токсических веществ в выхлопных газах (а их всего более 200 компонентов) содержатся канцерогенные: бенз-а-пирен, альдегиды и сажа, которые могут вызывать не только отрав­ления организма, но и заболевания органов дыхания (злокачественные новообразования), а также других внутренних органов.

Количество токсических веществ в выхлопных газах зависит от условий эксплуатации трактора, автомобиля, в частности от режима работы- двигателя. Наиболее высоких значений концентрация продуктов непол­ного сгорания — окиси углерода и углеводородов достигает при работе двигателя на холостом ходу, при торможении двигателем, на малых и больших нагрузках (особенно на остановках) это происходит из-за переобогашения рабочей смеси на этих режимах работы.

Кроме того, увеличению выброса выхлопных газов и количества ток­сичных веществ в них происходит из-за износа деталей двигателя: цилиндров, поршневых колец, а также закоксовывания или поломки их, неправильной установки маслосъемных колец и др.

При изношенной цилиндро-поршневой группе, закоксовываний и по­ломке поршневых колец, газы образовавшиеся при сгорании рабочей смеси под большим давлением прорываются в картер двигателя, смешиваются с парами моторного масла, а оттуда через сапун поступают в подкапотное пространство двигателя.

Кроме того на увеличение количества токсичных веществ в выхлоп­ных газах и повышенную их дымность существенное влияние оказывает состояние системы питания: износ или нарушение регулировки форсунок, топливного насоса, неправильная установка угла опережения впрыска топ­лива, нарушение тепловых зазоров в механизмах газораспределения, значи­тельное засорение воздушного фильтра (при недостатке воздуха), при заливке в картер масла больше уровня, нарушение теплового и нагрузочного режимов.

При износе цилиндро-поршневой группы, топливной аппаратуры и газораспределительного механизма, кроме повышенной загазованности и дымления происходит увеличение расхода топлива и масел, снижение мощности двигателя, поэтому необходимо своевременно их ремонтировать.

Загазованность может происходить при прогорании прокладок между блоком двигателя и выхлопным коллектором, выхлопным коллек­тором и выхлопной трубой, появления в них трещин, прогораний или слабой их затяжки.

Для устранения прорыва газов необходимо своевременно подтягивать крепления выхлопной трубы и выхлопного коллектора, а в случае прогора­ния прокладок, появления трещин в коллекторе и выхлопной трубе, надо немедленно заменить их новыми.

Если двигатель и трактор загрязнены скоплением грязи — «мазутом», то во время работы трактора или автомобиля при нагреве от двигателя, а в летнее время еще и от солнечных лучей они «разлагаются» на многие компоненты токсических веществ. Эти вещества испаряются и загрязняют воздух в подкапотном пространстве и вокруг работающего двигателя и через неплотности проникают в кабину, загрязняя воздух в зоне дыхания тракториста.

Так, при проникновении бензина внутрь организма через органы ды­хания, желудочно-кишечный тракт или через кожные покровы (даже в малых количествах, но в течении длительного времени) может произойти острое, хроническое отравление или случаи отравления со смертельным исходом. Бензин в своем составе содержит ароматические углеводороды, которые вызывают отравления, относятся к веществам наркотического действия. При отравлении бензином поражается центральная нервная система (головной мозг).

При легком отравлении появляется возбуждение, подобное опьянению, затем раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кашель, головокружение, головная боль, тошнота, рвота, судороги и потеря сознания.

При вдыхании паров бензина высокой концентрации процесс интокси­кации протекает быстрее, иногда внезапно наступает потеря сознания и смерть, вследствие паралича дыхания.

При попадании бензина в организм через рот опасным для жизни является сравнительно небольшое количество. Для взрослых — смертель­ная доза от 50 миллилитров, для детей — 10—15 миллилитров.

Анализ несчастных случаев показывает, что отравления бензином всегда происходит из-за несоблюдения мер безопасности или незнания его вредных и опасных свойств.

При многократных и длительных поступлениях в организм паров дизельного топлива, легких фракций масел, смазок возможны случаи забо­левания органов дыхания и всего организма.

Сажа — частицы сажи обладают способностью адсорбировать па своей поверхности канцерогенные вещества (бенз-а-пирен и другие). В этом и заключается вредность воздействия сажи на организм. Следует иметь ввиду, что пары дизельного топлива и масел токсичнее для человека, чем пары бензина, но паров дизельного топлива и масел всегда меньше, так как они при одинаковых условиях испаряются меньше, чем бензин.

Государственными стандартами (ГОСТ 12.1.005-76) установлены пре­дельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны (ПДК): паров бензина не более — 100 мг/м3 паров масел — 5 мг/м3.

Наиболее часто случаи отравления выхлопными газами происходят во время отдыха в кабинах автомобилей й тракторов, (боксах) при работающих двигателях. Поэтому нельзя во время стоянки отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове (фургоне) при работающем двигателе.

При работе двигателя в помещении, ремонтной мастерской выхлоп­ные газы оказывают токсическое воздействие не только во время работы, но и значительное время после. Выхлопные газы и их токсические компо­ненты проникают, буквально впитываются в стены, потолки, полы поме­щения и накапливаются в них, оседают на оборудовании, а затем в течение длительного времени выходят (выделяются) обратно внутрь помещения загазовывая его. Эти явления называются вторичным загрязнением.

В п. Веловодск Луганской области в боксе автогаража водитель М. устранял неисправности легкового автомобиля. В боксе вентиляции и отопления не было. Зима была очень холодная, видимо, поэтому водитель завел двигатель, чтобы теплее было, сам присел, уснул, итог — отравление со смертельным исходом, а двигатель работал пока израсходовано было все топливо. При этом так много накопилось выхлопных газов в стенах, потолке и смотровой яме, что несмотря на то, что трое суток были полностью открыты двери рабочий проработав в боксе около 4 минут заболел — отравился выхлопными газами.

Для недопущения подобных случаев помещения, в которых произ­водится горячая обкатка и регулировка двигателей, оборудуются общей вентиляцией. А для того чтобы в помещении не выбрасывались выхлопные газы на выхлопные трубы глушителей двигателей надевают накидные шланги, выводящие их за пределы рабочей зоны.

При курении в помещении, кабине, также происходит вторичное за­грязнение воздуха в них никотином, табачным дымом, содержащие яды: угарный газ, мышьяк, деготь и другие токсические вещества.

Признаки отравления выхлопными газами: головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, иногда рвота и боль за грудинкой, частый пульс, повышенное кровяное давление, незначительное повышение температуры, углубленное дыхание и расширение зрачков. В тяжелых случаях смерть наступает в первые двое суток от остановки дыхания и паралича сердца.

Первая помощь при отравлении выхлопными газами:

- удаление пострадавшего из зоны действия выхлопных газов. При необходимости длительное искусственное дыхание;

- направление в лечебное учреждение — обязательно.


 

Помощь специалисту