Единообразная регистрация и точный учет производственного травматизма всеми предприятиями и учреждениями в СССР дает возможность систематического анализа его причин. Существует несколько методов изучения причин производственного травматизма, главными из которых являются следующие.
1. Статистический метод — основан на материалах регистрации и учета производственного травматизма.
Количественная оценка состояния травматизма определяется посредством показателя частоты Кч, который исчисляется на 1000 человек списочного состава работающих на данном предприятии за рассматриваемый период, и равен
Кч=Т*1000/Р,
где Кч — коэффициент частоты;
Т — количество несчастных случаев за отчетный период (определяется по закрытым больничным листам);
Р — среднесписочное количество работающих за отчетный период.
Для более полной характеристики травматизма важно знать тяжесть общего травматизма, которая характеризуется показателем тяжести
Кт = D/T,
где Кт —коэффициент тяжести;
D — общее количество рабочих дней, потерянных за отчетный период вследствие несчастных случаев (по закрытым больничным листам).
Сопоставляя показатели травматизма за один и тот же период времени по отдельным производственным объектам, цехам, предприятиям и отраслям промышленности, выявляют наиболее неблагоприятные из них с точки зрения показателей производственного травматизма. Показатель тяжести не всегда дает полное представление о тяжести, так как не отражает несчастные случаи смертельные и с инвалидным исходом. Поэтому в дополнение к коэффициенту тяжести указывается отдельно количество тяжелых и смертельных несчастных случаев, если таковые произошли за данный отрезок времени.
2. Групповой метод. При этом методе группируются все имеющиеся материалы (акты) за определенный период времени (обычно за год) по однородным по обстановке несчастным случаям и устанавливается повторяемость последних. Затем детальным техническим обследованием на месте выясняют основные причины часто повторяющихся несчастных случаев и указывают соответствующие мероприятия. Этот метод основывается на статистических данных и им преимущественно пользуются научно-исследовательские институты.
3. Топографический метод. Особенностью данного метода является нанесение на плане цеха, завода, порта и т. д. графических условных знаков, отражающих несчастные случаи но месту происшествия их за определенный период времени.. Повторяемость несчастных случаев на одних и тех же определенных местах свидетельствует о неблагополучии этих мест с точки фения производственного травматизма. Затем выявляют причины неблагополучия и намечают мероприятия по технике безопасности на этих участках. Топографический метод практически применяется при изучении травматизма на транспортных путях.
Преимуществом этого метода является его наглядность.
4. Комплексный (монографический) метод.. В основу комплексного метода положено всестороннее и детальное изучение технологических и трудовых процессов, обрабатываемых материалов, основного и вспомогательного оборудования, рабочего места, одежды рабочих и общих условий производственной обстановки. Цель изучения — выявить и устранить те опасности, которые потенциально кроются в условиях выполнения тех или иных работ.
Этот метод дает возможность наиболее полно выявить как возможные причины травматизма, так и мероприятия по устранению их.